фото: Единые стандарты образования и точки роста

С 1 сентября 2025 года в России начнется новая эпоха в сфере высшего образования с введением усовершенствованной системы. Шесть ведущих университетов страны, включая Московский авиационный институт, Московский государственный педагогический университет, Московский институт стали и сплавов, Санкт-Петербургский горный университет, Балтийский федеральный университет имени Канта и Томский государственный университет уже принимают участие в тестировании новой системы обучения. 

Цель этого эксперимента – обновить стандарты образования и обеспечить их единообразие по всей стране, что в конечном итоге будет способствовать созданию общенационального образовательного пространства и повысит мобильность студентов. Ключевым аспектом реформы также является налаживание прямой связи между вузами и работодателями, чтобы образовательные программы более точно соответствовали потребностям рынка труда, акцентируя внимание на практической подготовке студентов.

Не менее важным является вопрос доступности образования. С 2018 года Россия демонстрирует рекордные показатели в области доступности высшего образования, предоставляя более 60% выпускников средних школ возможность обучаться в вузах без взимания платы. В этом контексте приоритетом является не только поддержание высокого уровня доступности образования, но и улучшение его качества.

Большое значение имеет специализированное обучение. В университете «Сириус» было заложено начало строительства второй фазы крупнейшего в России исследовательского института по генетике и биологическим наукам. Ожидается, что к середине 2025 года здесь начнут функционировать свыше 100 новых лабораторий. Они будут способствовать прогрессу в таких сферах, как геномная инженерия растений, генная терапия, а также разработка биоматериалов и проведение доклинических испытаний с привлечением лабораторных животных. 

Кроме того, в институте предусмотрена инфраструктура для занятий палеогенетикой. В настоящее время площадь института достигает 7,5 тыс. кв.м., первый этап его работы был успешно запущен в 2022 году, что позволило начать проведение исследований мирового класса в ключевых областях изучения живой природы и её генетических основ.

К середине 2025 года планируется завершение работ и начало эксплуатации расширенной части комплекса, занимающей площадь в 7 тыс. кв. м. В рамках этого расширения будет обустроена инфраструктура, необходимая для научных исследований в сфере палеогенетики, а также оборудованы лаборатории высокого уровня чистоты. Дополнительно в этой части комплекса появится ресурсный центр, предназначенный для доклинических исследований, который обеспечит возможности для работы с лабораторными животными, в частности с грызунами как в научных, так и в доклинических целях.

Также к 2030 году Россия планирует подготовить свыше миллиона IT-специалистов, что обеспечит рост цифровых навыков среди населения в 1,5 раза и укрепит основы современного образования в сфере информационных технологий. В текущем учебном году объем приёма в высшие учебные заведения по IT-направлениям достиг более 470 тысячи студентов, распределённых по 69 специальностям. 

В рамках проекта «Цифровые кафедры» предусмотрено 850 программ профессиональной переподготовки, привлекающих свыше 280 тысяч учащихся, из которых около 220 тысяч уже оценили свои компетенции. Параллельно проект «Код будущего» вовлекает почти 400 тысяч школьников в изучение программирования, подчёркивая стремление к развитию IT-образования на всех уровнях.

Примерно сто молодых любознательных умов были вовлечены в уникальную образовательную инициативу, проходившую под эгидой Всемирного фестиваля молодежи. Это мероприятие, длившееся две недели в марте 2024 года, также проходило в престижном образовательном учреждении «Сириус». Участники, объединенные в команды по интересам, погружались в изучение передовых научных и технологических тем. Их исследования охватывали широкий спектр областей, включая генетику, биомедицину, разработку новых материалов, анализ больших данных, применение искусственного интеллекта и машинного обучения, разработку концепций умного города и обеспечения его безопасности, освоение космического пространства, а также экологию и исследование климатических изменений. 

Участники программы под опекой опытных наставников занимались решением проектных заданий, которые были предложены со стороны партнеров из «Сириуса», включая такие организации, как НТУ «Сириус», компанию «Биокад», финансовую группу «Тинькофф», Роскосмос, а также Всероссийский институт генетических ресурсов растений под именем Н.И. Вавилова и Институт глобального климата и экологии Ю.А. Израэля.

Этот образовательный курс, организованный в рамках программы «Глобальные большие вызовы», стал значимым шагом в их научном и профессиональном развитии.

Особая значимость развития науки и образования придается в регионах. Так, Северо-Восточный федеральный университет, расположенный в Якутии, принял решение увеличить бюджет на поддержку наиболее перспективных проектов для развития университета на 25 миллионов рублей. В 2024 году на эти цели планируется выделить 90 миллионов рублей. Это решение было принято советом по стратегии развития на фоне увеличения грантовых средств в рамках программы «Приоритет 2030», предназначенной для стратегического лидерства. Если раньше университет получал ежегодно 100 миллионов рублей, то в 2024 году сумма возросла до 137 миллионов рублей, что и стало основанием для объявления нового конкурса с фондом в 90 миллионов рублей.

В Ставропольском крае образовательные организации высшего образования стараются быстро реагировать на запросы рынка труда, поэтому регион является лидером СКФО по проценту трудоустройства выпускников. Так, на протяжении двух последних лет больше 60% выпускников достаточно быстро находят работу по своей специальности в родном крае, еще 2,5% трудоустраиваются в других регионах. Самый высокий уровень трудоустройства наблюдается по таким направлениям подготовки, как «Сервис» (91%), «Биотехнология» (90%), «Хореографическое искусство» (89%). Также Ставропольский край активно готовит юристов, экономистов и педагогов.

«Перестройка системы высшего образования назрела давно, значительная часть работодателей за годы адаптации к Болонской системе так и не привыкла считать бакалавров готовыми к профессиональной деятельности специалистами. Переход на один цикл образования позволит нивелировать эту проблему, а вот магистратура и специализированное образование останутся для действительно замотивированных на дополнительные знания. Создание площадок для формирования узкопрофильных знаний, таких как Центр генетики и наук о жизни и Центров компетенций в крупнейших вузах позволят объединить лучших молодых ученых и сформировать активные профессиональные сообщества», – комментирует Мухорьянова Оксана, эксперт Ставропольского филиала Президентской академии.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

level: 3