Модульность, кастомизация и практико-ориентированность: эксперты обсудили подходы корпоративного обучения на семинаре РАБО и ВШБ НИУ ВШЭ

 

В кампусе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) состоялся очередной Совет Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и совместный семинар РАБО и ВШБ «Тренды в корпоративном обучении и роль бизнес-школ». Более 100 экспертов в области корпоративных образовательных программ, руководители корпоративных университетов ведущих российских компаний собрались на площадке бизнес-школы, чтобы обсудить тренды, потребности рынка и пути эффективного взаимодействия университетов с бизнесом. Приглашенными спикерами семинара выступили руководители корпоративных университетов Банка России, компаний РЖД, Газпромнефть, НЛМК и Вымпелком.

 

«Чтобы быть лидером образовательного рынка, бизнес-школе, с одной стороны, необходимо создавать новые знания и анализировать передовые методы ведения бизнеса в меняющемся мире, а с другой — быть во всех своих программах релевантной текущим задачам бизнеса и готовить новые поколения руководителей. Но есть еще одно измерение: насколько школа полезна ведущим компаниям в ответе на актуальные вызовы силами уже работающих у них сотрудников. Если бизнес-школа претендует на видимую роль в национальной экономике и в системе образования, то ее программы и проекты должны быть востребованы компаниями-лидерами рынка», — отметил в приветственном слове Валерий Катькало, модератор семинара, директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

 

Феномен активного развития корпоративных университетов (КУ) связан с успешным развитием ведущих российских корпораций в последние 20-25 лет. Отечественные КУ мирового класса, которые выигрывали профессиональные конкурсы и получали престижные аккредитации — это уже реальность. Возникает вопрос, как бизнес-школе взаимодействовать с таким игроком. Наталья Шумкова, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ по корпоративному обучению, представила результаты второй волны уникального для России исследования популяции российских корпоративных университетов в докладе «Тренды в корпоративном обучении и роль бизнес-школ».

 

«Ожидания к масштабу, разнообразию и актуальности деятельности и скорости КУ все возрастают, при этом бюджеты и другие ресурсные возможности сохраняются на прежнем уровне. Исследования стали частью повестки большинства КУ, и это одно из очевидных направлений партнерств между КУ и бизнес школой в дополнении к уже традиционной работе на программах для руководителей высшего звена и ключевых экспертных ветках», — обозначила Наталья Шумкова. 

 

Исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Корпоративные университеты России – 2023» расширило географию проекта и увеличило количество участников — 51 образовательная структура приняла участие в проекте в этом году. Как правило, КУ имеют формализованную стратегию L&D или план развития КУ, и становятся драйверами развития компаний. У большинства КУ формализованы процессы дизайна (в т.ч., на основе учебной аналитики) программ; ежегодно на 1/3 обновляется портфель. Среднее количество программ в портфеле — 583, 157 программ предполагают получение профессиональной сертификации по завершении. Преобладающая модель КУ — «для всей компании», при активном сотрудничестве с внешними клиентами и вузами. С результатами прошлого года (в 2022 году участвовали 44 КУ) можно ознакомиться в сборнике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Корпоративные университеты — 2022», который был воспринят профессиональным сообществом с огромным интересом.

 

По мнению участников дискуссии, лучший результат дает аккумуляция ресурсов университета, академических знаний профессорско-преподавательского состава и результатов фундаментальных исследований, с ресурсами корпорации в виде кейсов, доступа к опыту профессионалов-практиков в формате «лидеры учат лидеров». Однако были обозначены и затруднения в реализации таких подходов, основное из которых нехватка временных ресурсов, как у обучающихся, так и у сотрудников, которые должны передать опыт. Исходя из этого ограничения, эксперты отметили стремительно растущую потребность кастомизированных микро-программ, ориентированных на точечную отработку навыка, востребованного в компании сегодня, или конкретной текущей задачи бизнеса.

 

Среди трендов эксперты выделили переход от уровня человека к уровню команд — потребность в развитии командных навыков, делегирования, востребованность управленческих компетенций и современных инструментов менеджмента. Отметили также и чрезмерный перегруз информацией, в связи с чем востребованы краткосрочные практико-ориентированные программы, решающие задачи обучающихся сотрудников «здесь и сейчас».

 

«Сегодня нам представилась уникальная возможность обсудить, каким будет корпоративный университет в ближайшем будущем, какие образовательные программы необходимы, и как наиболее эффективно выстроить взаимодействие с бизнес-школами. Современный корпоративный университет — это структура, которая занимается не только обучением сотрудников организации, но и обучением партнеров, клиентов, поставщиков, студентов профильных вузов, членов семей сотрудников и других целевых аудиторий. У нас объем внешнего обучения – это более 35.000 человек в год. И, безусловно, партнерство с университетами и бизнес-школами в таких проектах играет важнейшую роль и помогает более эффективно решать образовательные задачи»— поделился Андрей Афонин, директор Университета Банка России.

  

Участники мероприятия особо отметили «звездный состав» приглашенных спикеров и высокую продуктивность дискуссии на площадке ВШБ, назвав прошедший семинар одним из самых значимых мероприятий в деятельности РАБО за последнее время.

Источник: РБК

Это интересно:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

level: 3